В этом году на Рускрипто был интересный доклад Валерия Комарова об организации защищенных каналов связи с зарубежными представительствами. Валерий трудится в компании РТ-Информ (Ростех), но выступал как независимый эксперт. Его доклад был посвящен проблемам, с которыми он столкнулся при попытке вывезти СКЗИ за пределы РФ. Речь шла о VPN-продукте Кода Безопасности – Континент АП, который вывезти не удалось.
Причины неудачи мне достоверно не известны, предположений делать не буду. В заметке рассмотрим алгоритм действий при вывозе СКЗИ без нотификации и опыт вывоза продуктов С-Терра.
Для начала небольшой ликбез об экспорте СКЗИ
По своим техническим характеристикам СКЗИ, сертифицированные ФСБ России (далее под СКЗИ будут пониматься именно такие) попадают в категорию товаров двойного назначения. Список таких товаров утвержден Указом Президента России № 1661 от 2011 года (с изменениями в 2014 году, Указ № 519). Кто захочет найти соответствующие позиции в названном Списке – это раздел 1, категория 5, часть 2, под названием «Средства защиты».
Поэтому при экспорте СКЗИ применяются процедуры экспортного контроля. Согласно N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и принятому в исполнение этого закона ПП №447, это означает, что, помимо выполнения требований таможенного законодательства, для вывоза СКЗИ из РФ потребуется получение лицензии на экспорт, выдаваемой ФСТЭК - Федеральной службой по экспортному контролю. На практике обычно - это разовая лицензия на экспорт, под конкретную поставку.
Условия получения указанной лицензии:
• Заявку может подать только российский участник внешнеэкономической деятельности. В заявке должно быть указано какое СКЗИ, в каком количестве, по какому договору, в какую страну и кому конкретно (в т.ч. посредник, если таковой есть, и конечный пользователь) поставляется.
• Наличие у заявителя лицензии ФСБ на распространение СКЗИ. Во ФСТЭК предоставляется ее копия.
Заявление о выдаче разовой лицензии и представленные документы рассматриваются Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации. Организационно-техническое и информационное обеспечение ее деятельности осуществляет ФСТЭК России, но Комиссия эта – межведомственная. В ней представлена и Федеральная служба безопасности. Можно предположить, что позиция ФСБ, как регулятора в сфере разработки, производства и распространения СКЗИ, при рассмотрении заявлений имеет решающее значение. Срок выдачи лицензии – до 45 суток с момента получения ФСТЭК всего предусмотренного нормативными положениями пакета документов. За оформление взимается государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Далее таможенное оформление, для которого обычно привлекают специализированную организацию - таможенного брокера (представителя) и таможенного перевозчика (это может быть и одна и та же фирма). Для стран, входящих в Евразийский экономический союз, таможенного оформления, как такового, не требуется.
И последний этап - ввоз в другую страну. На практике, в стране, куда осуществляется поставка, оформление ввоза СКЗИ, должно осуществляться местным резидентом согласно действующим там требованиям законодательства. Например, в Белоруссии требуется получение разрешения ОАЦ.
Не обошлось без исключений. Законодательством допускается (п. 2.3 часть 3) возможность вывоза из России контролируемых товаров и без лицензий, но только если они вывозятся без передачи иностранному лицу (например, для демонстрации на выставках или использования для собственных нужд), при условии, что товары будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществляющего их вывоз, и будут возвращены в Россию в установленные сроки. В этом случае оформляется разрешение ФСТЭК.
Альтернативный путь - Евразийский Экономический Союз
Россия входит в состав Евразийского Экономического Союза. Страны-участники применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с другими странами. Руководящим наднациональным органом является Евразийская экономическая комиссия.
Рассмотрим почему Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015г. № 30 (ред. от 16.01.2017г.) «О мерах нетарифного регулирования» не применимо для экспорта СКЗИ.
В указанном решении есть «Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза шифровальных (криптографических) средств (приложение № 9)», которым казалось бы нужно руководствоваться при вывозе СКЗИ. Но не все так просто. Данное Решение применяется для ввоза на территорию Евразийского экономического союза криптографических средств или экспорта криптосредств, которые по своим техническим характеристикам не попадают в список, утвержденный Указом Президента России № 1661.
Для товаров двойного назначения применяется другое решение: Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. N 52 «Об экспортном контроле государств-членов таможенного союза», которое говорит о том, что до введения в действие документов, регламентирующих экспортный контроль, применяется национальное законодательство.
Далее сообщество трансформировалось в союз, но ситуацию это не изменило. Кстати, при переименовании произошла путаница с аббревиатурами.
На всякий случай отправили вопрос во ФСТЭК и получили ожидаемый ответ - указанное выше решение № 52 является действующим.
Наш опыт – вывоз продуктов С-Терра
У С-Терры есть отдельная линейка экспортных продуктов. В предыдущей версии (3.1) это был только шлюз, в текущей (4.1) – шлюз, виртуальный шлюз и клиент под windows. Данная линейка сертифицирована в ФСБ России как СКЗИ по классу КС1, причем в формуляре указывается:
Это не отменяет необходимость получения разовой лицензии ФСТЭК, но значительно облегчает получение одобрения на вывоз от комиссии по экспортному контролю. Далее процедура стандартная. У партнеров есть успешный опыт вывоза экспортной линейки С-Терра в Индию, Кипр, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Таджикистан.
Причины неудачи мне достоверно не известны, предположений делать не буду. В заметке рассмотрим алгоритм действий при вывозе СКЗИ без нотификации и опыт вывоза продуктов С-Терра.
Для начала небольшой ликбез об экспорте СКЗИ
По своим техническим характеристикам СКЗИ, сертифицированные ФСБ России (далее под СКЗИ будут пониматься именно такие) попадают в категорию товаров двойного назначения. Список таких товаров утвержден Указом Президента России № 1661 от 2011 года (с изменениями в 2014 году, Указ № 519). Кто захочет найти соответствующие позиции в названном Списке – это раздел 1, категория 5, часть 2, под названием «Средства защиты».
Поэтому при экспорте СКЗИ применяются процедуры экспортного контроля. Согласно N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и принятому в исполнение этого закона ПП №447, это означает, что, помимо выполнения требований таможенного законодательства, для вывоза СКЗИ из РФ потребуется получение лицензии на экспорт, выдаваемой ФСТЭК - Федеральной службой по экспортному контролю. На практике обычно - это разовая лицензия на экспорт, под конкретную поставку.
Условия получения указанной лицензии:
• Заявку может подать только российский участник внешнеэкономической деятельности. В заявке должно быть указано какое СКЗИ, в каком количестве, по какому договору, в какую страну и кому конкретно (в т.ч. посредник, если таковой есть, и конечный пользователь) поставляется.
• Наличие у заявителя лицензии ФСБ на распространение СКЗИ. Во ФСТЭК предоставляется ее копия.
Заявление о выдаче разовой лицензии и представленные документы рассматриваются Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации. Организационно-техническое и информационное обеспечение ее деятельности осуществляет ФСТЭК России, но Комиссия эта – межведомственная. В ней представлена и Федеральная служба безопасности. Можно предположить, что позиция ФСБ, как регулятора в сфере разработки, производства и распространения СКЗИ, при рассмотрении заявлений имеет решающее значение. Срок выдачи лицензии – до 45 суток с момента получения ФСТЭК всего предусмотренного нормативными положениями пакета документов. За оформление взимается государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Далее таможенное оформление, для которого обычно привлекают специализированную организацию - таможенного брокера (представителя) и таможенного перевозчика (это может быть и одна и та же фирма). Для стран, входящих в Евразийский экономический союз, таможенного оформления, как такового, не требуется.
И последний этап - ввоз в другую страну. На практике, в стране, куда осуществляется поставка, оформление ввоза СКЗИ, должно осуществляться местным резидентом согласно действующим там требованиям законодательства. Например, в Белоруссии требуется получение разрешения ОАЦ.
Не обошлось без исключений. Законодательством допускается (п. 2.3 часть 3) возможность вывоза из России контролируемых товаров и без лицензий, но только если они вывозятся без передачи иностранному лицу (например, для демонстрации на выставках или использования для собственных нужд), при условии, что товары будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществляющего их вывоз, и будут возвращены в Россию в установленные сроки. В этом случае оформляется разрешение ФСТЭК.
Альтернативный путь - Евразийский Экономический Союз
Россия входит в состав Евразийского Экономического Союза. Страны-участники применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с другими странами. Руководящим наднациональным органом является Евразийская экономическая комиссия.
Рассмотрим почему Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015г. № 30 (ред. от 16.01.2017г.) «О мерах нетарифного регулирования» не применимо для экспорта СКЗИ.
В указанном решении есть «Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза шифровальных (криптографических) средств (приложение № 9)», которым казалось бы нужно руководствоваться при вывозе СКЗИ. Но не все так просто. Данное Решение применяется для ввоза на территорию Евразийского экономического союза криптографических средств или экспорта криптосредств, которые по своим техническим характеристикам не попадают в список, утвержденный Указом Президента России № 1661.
Для товаров двойного назначения применяется другое решение: Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. N 52 «Об экспортном контроле государств-членов таможенного союза», которое говорит о том, что до введения в действие документов, регламентирующих экспортный контроль, применяется национальное законодательство.
Далее сообщество трансформировалось в союз, но ситуацию это не изменило. Кстати, при переименовании произошла путаница с аббревиатурами.
На всякий случай отправили вопрос во ФСТЭК и получили ожидаемый ответ - указанное выше решение № 52 является действующим.
Наш опыт – вывоз продуктов С-Терра
У С-Терры есть отдельная линейка экспортных продуктов. В предыдущей версии (3.1) это был только шлюз, в текущей (4.1) – шлюз, виртуальный шлюз и клиент под windows. Данная линейка сертифицирована в ФСБ России как СКЗИ по классу КС1, причем в формуляре указывается:
эксплуатация допускается как на территории Российской Федерации, так и за её пределами
Это не отменяет необходимость получения разовой лицензии ФСТЭК, но значительно облегчает получение одобрения на вывоз от комиссии по экспортному контролю. Далее процедура стандартная. У партнеров есть успешный опыт вывоза экспортной линейки С-Терра в Индию, Кипр, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Таджикистан.
Здравствуйте, все, я - Адрик Вадим, живущий в городе Курган, я хочу поделиться со всеми вами здесь о том, как мистер Бенджамин помог мне ссудой в размере 15 000 000,00 рублей, чтобы начать доставку продуктов питания после того, как у меня есть работа в Несколько отелей здесь, в Кургане, просто для того, чтобы зарабатывать на жизнь, но, к сожалению, у меня все еще были трудности с оплатой аренды, но сейчас я благодарю Бога, что теперь я работаю на себя, и 5 работников работают на моем попечении. Просто если вы ищете финансовую свободу, я посоветую вам связаться с мистером Бенджамином, указав ниже это электронное письмо и номер приложения. lfdsloans@outlook.com + 1-989-394-3740
ОтветитьУдалить